Отрывок из книги Федоровой Г.М., Бажуриной В.Б. "Телесная SOLWI терапия. Холистический массаж".
Депрессии. Темные ночи души
К настоящему времени все большее количество заболеваний относят к психосоматическим. Это означает, что официальная медицина начала принимать во внимание психологическую сторону многих явлений, которые до этого рассматривались лишь с физиологической точки зрения.
В тоже время причины многих заболеваний, особенно психической природы, до конца не ясны. К ним относится и депрессия (лат.depressio – прижимать, угнетать), пример работы, с которой мы хотим привести, описав основные ее фрагмент.
Предложенный случай выбран не случайно, он не только приоткрывает наши глубинные реальности, увязывает различные уровни, но и дает возможность приверженцам вышеназванных концепций увидеть симптомы и причины с различных ракурсов.
Депрессия, считается наиболее распространенным болезненным состоянием психики, ею страдают около 5% населения земного шара, т.е. приблизительно 500–600 млн. человек. Когда – то ее называли «самой человеческой из всех человеческих болезней», ибо от нее не застрахован никто – ни молодой, ни старый, ни бедный, ни богатый. По своим психофизическим симптомам депрессия невероятно многообразна.
Увеличение количества заболеваний ученые связывают с несколькими факторами, главным из которых считают интенсификацию ритма жизни, несоответствие внутренних и внешних установок.

Как отмечает медицина, «для депрессии характерной считают триаду: пониженное, тоскливое настроение (дистимия); замедленное мышление; двигательная заторможенность. Кроме того, отмечается выраженная утомляемость даже при незначительных усилиях».
«Темные ночи души», так говорят от этом состоянии многие авторы. И действительно, оно достаточно верно отражает состояние пациента: пространство лишенное света, пещера, тьма, пролегающая за порогом сознания.
Исследования депрессии в архетипической психологии послужили основанием для критики социальных и медицинских условностей, не допускающих глубинной составляющей депрессии, а значит исключающей депрессию из потенциалов роста личности. Один из авторов архетипической психологии Дж. Хилман пишет: «Общество, которое не позволяет своим индивидам «нисходить в глубины», не может обрести свою глубину и должно постоянно пребывать в инфляционно-маниакальном состоянии духа, скрываемом под видом «роста» … Депрессия все еще остается злейшим врагом… Тем не менее, благодаря депрессии, мы погружаемся в глубину и там обретаем душу. Депрессия имеет существенное значение для трагического жизнеощущения. Она увлажняет иссохшую душу и осушает влажную. Она дает убежище, устанавливает ограничения, сосредотачивает внимание, придает серьезность, важность и привносит смиренную беспомощность. Она напоминает о смерти. Подлинная революция (на благо души) начинается у того, кто способен хранить верность своей депрессии».
Пример верности.
Распятие Прометея (фрагмент)

1998 год

Наталья 38 лет, художник, два брака, от первого брака имеет двух детей.

Депрессия в течение четырех лет: бессонница, слабость, частые мигрени, неуверенность в себе, чувство вины, страх при мысли о будущем и отчаяние при воспоминании о прошлом. Страх выйти одной из дома. Насыщенная эмоциональная жизнь – лишь в снах, будни несравнимо бледнее. Состояние возникло после смерти матери и рождении внука.
После того, как Тамара прошла несколько терапевтический сеансов, мы согласились на ее участие в обучающейся группе.
История.
О т е ц (филолог, литературовед) был болен шизофренией, и в детстве я часто оказывалась свидетельницей тяжелых сцен, агрессивных проявлений. Его госпитализировали, когда мне было восемь лет. Впервые после долгого перерыва через пятнадцать лет я посетила его в больнице, и была поражена нашим сходством: черты лица, глаза, манера держаться. Появился страх заболеть шизофренией. После этой встречи я стала наблюдать и контролировать свое поведение и мысли. Отец умер вскоре после моего посещения.
С м а м ой установились довольно прохладные отношения, ключевой в них была фраза: «Я должна быть…». В нашей женской истории существует некоторая закономерность, в 16 лет мама сделала аборт, в том же возрасте я следую ей, и в шестнадцать лет забеременела моя дочь, которую мне удалось отговорить от операции. Девиз моей мамы по отношению к мужчинам, можно выразить словами: «Мы будем самостоятельными, и будем мстить им».
Я постоянно находилась под ее контролем, вероятно от беспокойства, чтобы со мной не случилось того же, что и с отцом. Когда она умерла, будто рухнули стены, и после отчаяния вдруг пришла свобода.
Я делала все, чтобы не быть похожей на своих родителей и это требовало много сил. С детства отличалась эмоциональной холодностью, и помню всего два раза, когда плакала. Я стыдилась отвечать на ласку, мои романы с мужчинами были бурными и кратковременными. Я никак не могла понять, почему расставание со мной вызывает у них страдание, для меня они не представляли ни малейшей ценности.
Отношение к мужчинам было скорее агрессивным, а мой выбор – был выбор жертвы, не покидало подсознательное желание – уничтожить партнера. Внутри существовала жажда гомосексуальных отношений, в которых я определила для себя активную мужскую позицию. Эротические фантазии практически отсутствовали, их скорее можно было отнести к садомазохистским.

После смерти матери, рождения внука и развода дочери во мне накопилось столько напряжения, что я мечтала заболеть, чтобы уйти от ответственности – лишь бы меня оставили в покое. Мир сновидений стал для меня новой реальностью, в снах я действительно испытывала острые эмоции – страх, любовь.


Сеанс первый
Январь 1998 г.
Первые два сеанса принесли легкость, будто из головы извлекли посторонний предмет. После восьмилетнего перерыва стала вновь писать стихи, нормализовались сексуальныне отношения с мужем.
Две ночи подряд видела яркие сны: в первом была свидетелем и участником какого-токатаклизма, наподобие гибели мира – с землятрясением и извержением огненной лавы; во — втором испытывала сильное чувство вины за какое-то задуманное, но не совершенное преступление. Была наказана: ехала по пустыне в белом джипе, и меня раздавили стада БЕЛЫХ БЫКОВ, окружившие машину.
В дальнейшем сон нормализовался, сновидения стали спокойными, менее выразительными. Появилось желание жить и действовать.

На одном из следующих сеансов впервые в жизни (сколько себя помню), ощутила себя в собственном теле, «Я» и тело воспринимались как одно целое. Я впервые смогла почувствовать себя во времени и пространстве – «здесь и сейчас».
В течение недели после сеанса прекрасное самочувствие, состояние уравновешенности, собранности. Каждая минута доставляла мне удовольствие и наслаждение.
Во время очередного сеанса ощутила сильный холод, а ночью жар, хотя температура при этом не поднималась. (Смена холода и жары напоминает идею «смерти – возрождения»).
В течение двух следующих недель плохо спала, одолевали тревожные сны – с «присутствием» разных животных: собаки, волки, быки, которые вели себя достаточно агрессивно. Наконец приснился сон, который произвел на меня сильное впечатление. Я участвую в археологической экспедиции, которая обнаружила древний город, населенный каким-то племенем. Меня допустили к вождю (или жрецу) этого племени. Я задаю вопросы о будущем России, но он отказывается отвечать. Вдруг стены древнего города стали крошиться и рассыпаться – причем жители активно участвовали в этом разрушении. Жрец продолжал оставаться спокойным. На мой вопрос – не я ли явилась причиной катастрофы, торжественно произнес: «Нет, этому пришло время».
Пояснения
Чтобы компенсировать всю неестественность нашего времени, надо уйти вглубь веков, времен туда, где было естественно – ЕДИНО, и там обнаружить силу. Вот он КЛЮЧ – тот компенсаторный механизм бессознательного и сознательного: чем больше мы отдаляемся от естества, чем сильнее конфликт тебя и общества, тем глубже наше бессознательное заставляет нас регрессировать в наше прошлое (языческое или пещерное прошлое), чтобы там обнаружить это единство, привнести в свою жизнь и жизнь города.
Вождь, король воплощает тот божественный принцип, от которого зависит как физическое, так и психическое благосостояние нации. В данном случае его можно рассматривать как символ Самости – саморегулирующий центр психики от которого зависит благополучие индивида. Стена – это детерминированный знак. Стена, окружающая некоторое пространство, есть «стена плача», символизирующая ощущение мира как пещеры» - невозможность выхода во вне. Разъяснение дает следующий сеанс, содержащий элементы личного и коллективного бессознательного.

Спустя несколько дней, когда, вместе с мужем я ехала на семинар, вдруг машина потеряла управление и руль остался в руках мужа.
В этот же день.

Сеанс

Доспехи
Апрель 1998
Лежа на спине, во время сеанса массажа, я почувствовала тупую боль в области сердца, особенно ощутима она была при полном вдохе. Когда терапевт спросила меня, куда ведет эта боль, я почувствовала, что она как-то связана с моей спиной. Захотелось изогнуться, закрыть спину. Когда мне предложили лечь в удобную позу, я, свернувшись «калачиком» легла на бок и закрылась, а терапевт обняла меня, закрыв всю. Тут потекли обильные слезы, хотелось разрыдаться горько и обиженно, как в детстве. Не хотелось отвечать на вопросы.
Услышав вопрос об отце, я поняла, что боль была связана именно с ним и его болезнью, с моим страхом, таящимся во мне годами, страхом быть больной. Слезы лились, а боль стихала, остаток боли переместился к боковой поверхности, которая была похожа на лунную; возможно, это напомнило мне о смерти отца.
Потом захотелось укрыться от света, побыть одной в темноте. Я лежала под покрывалом, ощущая слабое покачивание. Постепенно спина освобождалась от напряжения, становилась гибкой, «своей». Казалось, что меня освободили от задней части доспехов, в которые я была закована. При этом спина оставалась надежно защищенной, вспомнился сон с разрушенными стенами.
Меня удивляло, что я плакала, мне казалось — я уже не могу проявить свою боль: все под контролем. Воспоминания об отце, принятие боли и чего — то отторгнутого, — мужского – позволяли понять, почему отвергая это, я совершенно не чувствовала боли, оставляя мужчин.
В течение нескольких дней после сеанса я спала — день и ночь, отсыпаясь за бессонные годы. К моему удивлению, если я раньше не могла отстоять свою позицию, то сейчас я делала это спокойно и уверенно. Внутри появилось свободное пространство, и от этого наша квартира перестала казаться мне маленькой и тесной. Стало меняться отношение к себе. Я поняла, что раньше мои силы уходили на то, чтобы доказать что я имею право на существование, а сейчас я просто живу».
Пояснения
Психически сокрытое – страх заболевания шизофренией, страх быть похожей на отца, превращается в тайну. С одной стороны тайна (вытеснение) не дает возможность раствориться в бесцветном потоке общинной жизни, с другой стороны тайна отделяет личность от других людей. Разделенная в данном случае, она благотворно влияет на пациентку.
Вытесненный комплекс в некоторых случаях, начинает вести обособленную жизнь, проявляясь через сны, фантазии, становясь навязчивым содержанием.

Май 1998 год.
После семинаров, затрагивающих физические и психологические аспекты, нижних центров нормализовался менструальный цикл, сократились и стали менее болезненными мигрени. Ощущения стали приятными, такими, которые я не испытывала даже в 15 лет. Появилось ощущение, что я могу влиять на сексуальные отношения, отказать, если хочу. Появилось желание не только стать хозяйкой своего тела, но и прочувствовать это, а не исполнять супружеский долг. Те сексуальные отношения, которые есть сейчас, хотя и реже, стоят тех бесцветных, которые были до этого.
В последние годы из-за депрессии, погода — солнце и ветер — вызывала сильные мигрени, а теперь для меня это – спасительное лекарство: когда ветер прохватывает насквозь, я обретаю утраченную чувство полноты, насыщенности бытия.


Сотворенная вновь.

Семинар «Смерть – возрождение» июнь 1998
Когда требовалось принять решение – кто из четырех членов группы готов к работе, — я почувствовала, что должно произойти что-то весьма значительное для меня, что это мой шанс. Другой участник опередил меня, но я попросила его уступить мне эту возможность, хотя подобное поведение мне не свойственно.
Заявив о своем намерении и готовности к работе, я не имела представления о том, что должно произойти, но была уверена, что обязательно произойдет нечто весьма значительное для меня. Я ощущала сильное сердцебиение, была взволнована, но сосредоточена.
Я легла на спину, закрыла глаза, и почти сразу почувствовала сильный озноб. Было не холодно, меня просто била крупная дрожь, особенно в области солнечного сплетения, оттуда распространяясь на руки. Казалось, что во мне вскипает вода, причем — оставаясь холодной. Рук и ног я почти не ощущала…
Терапевт предложила мне сосредоточиться на своих ощущениях. На минуту озноб в груди прекратился, затем возобновился и стал опускаться вниз, сосредоточившись на срединной линии. Казалось, что посередине натянута нить ( или струна), которая дергается. Потом начал сильно пульсировать низ живота. Было ощущение, что там мягкое пульсирующее яйцо, вроде черепашьего. Натяжение «струны» идущей снизу вверх ослабло, она начала слабо — волнообразно извиваться.

Внизу живота (ниже пупка) появились судороги – поперечные спазмы, будто живот с силой то стягивают, то отпускают. И когда ведущий спросил, какие движения хотелось бы совершать, я уперлась руками и ступнями ног в ладони участников группы. Ступни оставались ледяными, хотелось приложить усилия, чтобы они согрелись. Стягивания внизу живота перешли в толчки, будто что-то пытается с трудом протолкнуться, продвинуться вверх (как рождение ребенка, но в другую сторону). Началось подобие родовых потуг. Тело само начало извиваться. Ползти, извиваясь всем телом – для меня в тот момент было единственно возможным движением, естественным и удобным. Терапевт придерживала мою голову, но я почти не ощущала противодействия и какое-то время ползла на спине.
Потом мне захотелось ощутить свои конечности, и я попросила участников прикоснуться к ним и сделать ими какое-то движение. В этот момент мне казалось, что я в полете в разных направлениях, оставаясь при этом единым целым. Не хотелось открывать глаза,
Но было побуждение начать какие-либо действия. Ощущения были такими: в области пупка умеренная теплая пульсация, мелкие толчки. Пульсирующие теплые струи двигались во всех направлениях – и вверх, и в стороны, и за пределы самого тела. Тело, таким образом, стало занимать гораздо большее пространство.

Я четко ощутила себя сферой с центром в области пупка, откуда по радиусам распространяются пульсирующие струи. Руки, ноги, верх тела тоже были радиусами.
Я села, открыла глаза, после чего встала, продолжая ощущать себя теплым живым шаром, одновременно легким и тяжелым. Казалось, что я вновь сотворена на более высоком уровне, явилось неповторимое ощущение счастья и полноты бытия.

Ощущение после «второго рождения» сохранялись несколько дней, потом я почувствовала сильную физическую усталость. Сфера переместилась внутрь меня, чувство полноты осталось как бы в сокращенном или зашифрованном виде (для удобства) — и всегда может быть задействовано. Никого не хотелось видеть, не хотелось говорить о происшедшем. Это длилось три-четыре дня, потом я почувствовала прилив новых сил, появился какой-то детский интерес к жизни. Я много гуляла, смотря на мир с новым интересом. Казалось, я вернулась на землю после долгого отсутствия (лет 20–25) . Многие реакции стали, примерно, такими как было в пяти — десятилетнем возрасте. В течение месяца я выросла до 15 лет и на этом остановилась. Появилось желание и потребность в движении, ежедневно делала гимнастику (по несколько раз в день). Отношения с людьми стали проще, почти исчезла скованность. Я начала лучше понимать, что мне необходимо получить от конкретного человека и без чего можно обойтись. Многие контакты за два месяца сведены до минимума, а какие-то – прекращены за ненадобностью. Появилась потребность в активной деятельности.
Вокруг меня закипела деятельность, в которой я принимаю косвенное участие, особенно члены семьи.
Стала получать большое удовольствие от пребывания наедине с собой. от прогулок в одиночестве. Появилась возможность и потребность в усвоении большего объема информации, чувственном восприятии, в наслаждении пейзажем или картиной без рефлексии.
Пояснения
Известным символом духовного рождения является яйцо. В христианской традиции оно является символом бессмертия; в Египте представляет потенциальную возможность, семя зарождения или тайну жизни. В Индии птицы, рептилии и все прочие яйцекладущие существа получили наименование «дважды рожденных». Аналогично откладывание яйца эквивалентно рождению человека, а вылупливание из яйца символизирует второе рождение или инициацию. Черепаха связана с землей и архетипом Козерога. В мифах и сагах посвящения проход героя через внутренности Женщины –Гиганта и его выход через рот эквивалентны новому рождению.


Прикованный Прометей
Август 1998

В подростковом возрасте и несколько позже (вторично — в период с 23–30 лет) меня привлекал и волновал миф о прикованном Прометее. Рисуя этот сюжет, я особо выделяла лицо, искаженное мукой (когда орел клюет печень), откинутую назад голову, напряженную шею. Я не отождествляла себя ни с кем из персонажей, меня притягивала целиком вся сцена, ее четкая композиция, крупный план. Волновало, что герой прикован, связан. Недавно узнала, что примерно в этом же -подростковом возрасте, мой муж подолгу рассматривал иллюстрации к этому мифу, испытывая волнение и, вероятно эротическое возбуждение. Этот и подобные сюжеты давали ему импульс к фантазированию, когда он представлял себя жертвой, непременно связанной и обнаженной. Сейчас этот миф потерял для меня привлекательность.
Другой сюжет, давший повод к фантазиям (лет с 29 до 30) — миф о прикованной к скале девушке, которая принесена в жертву дракону, морскому змею. Варианты: миф об Андромеде, спасенной Персеем, христианская легенда о св. Георгии ( «Чудо Св. Георгия о Змие»). Этот сюжет и сейчас актуален, притягивает и очаровывает. Недавно я мельком видела во сне похожий сюжет, правда, жертва (женщина) не была привязана, а пыталась спастись в стоявшей на берегу моря полуразрушенной башне. В этом сне я сначала видела происходящее со стороны, а в конце — глазами змея (или дракона), явившегося из воды.


Приступая к работе, я ощутила взволнованность, слегка участилось сердцебиение. При растягивании ног захотелось издать какой-нибудь странный звук, но не было ясно, какой именно. Это вызвало смех.
Потом почувствовала томление, ожидание. Ощущения усиливались, собираясь в области груди. Затем одновременно появилось ощущение страдания и наслаждения. Руки и ноги казались прикованными, пошевелить ими было невозможно. Тело хотело извиваться, прогибаться назад, сильно закидывая голову. Спиной все время ощущала твердую холодную опору. Казалось, что я прикована цепями к скале. Может быть, принесена в жертву. Появилось ощущение пронзенности в середине груди. Двигаться могла только вокруг оси (острия).
Через некоторое время захотелось всеми силами освобождаться, вытолкнуть это. Сильно упиралась ногами. Было ощущение бега, но облегчения это не приносило. Затем я увидела огромный огненный глаз, который смотрел на меня сверху, от этого глаза исходил сильный жар. Волосы на голове, лоб, затем — лицо будто воспламенились, ощущение жара опускалось ниже, охватив плечи и грудь. Вместо торчащего из груди острия, я ощутила комок чего-тогустого и влажного. С усилием попыталась от этого освободиться, протолкнув выше. Комок переместился в горло, появился кашель; какое-то время откашливалась (как при бронхите). Ощущение острия пропало, комок рассосался. Захотелось растянуться как можно больше вверх и вниз, меня потянули за руки и за ноги.
И если на прошлом сеансе это было вширь, то теперь явилось желание растянуться, удлиниться. Попросила потянуть голову, после чего поразилась ощущению непривычно большого тела (увеличилась раза два в длину). Какое-то время пыталась ощутить «новое тело». Почувствовав себя его хозяйкой, открыла глаза.

Пояснения
С психологической точки зрения многих людей можно разделить на две большие группы: к первой относятся коллективно ориентированные люди –с недоразвитой индивидуальностью, ко второй – яркие индивидуалисты с атрофированной способностью к социальной адаптации и сильным ЭГО. Пути лечения в двух случаях различны.
Распятие Прометея отражает конфликт между нашим сознанием — ЭГО и Божественным принципом. Этот конфликт прослеживается у Тамары на протяжении всех сеансов, и имеет вполне определенную линию: мужчины, отец, Бог.
Христианский символ распятия выражает одну из «вечных» истин, согласно которой человеческое существо должно умереть еще до прихода физической смерти, поскольку он должен встретиться со всем, что приводит к краху его намерения. Каждому стремящемуся к целостности, не миновать этого пути, символически изображенного в виде распятия и имеющего название «смерти –возрождения».

Прометей.
Согласно ряду источников, Прометей, как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды, и создал их смотрящими в небо, по подобию богов. Он научил людей строить дома, носить одежды, писать, владеть огнем. Научить жить людей в обществе он не сумел, так как не мог войти во владение Зевса, обладавшего этим умением. Не сумел он вложить стыд и правду. Он вложил в человека злобу и безумие льва. Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу, и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвению горестей.
Он нарушил обычай приносить лучшее Богам, и решил обмануть Зевса. Из шкуры быка он сшил два мешка, в один положил всю мякоть, прикрыв требухой; во-второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Когда он предложил Зевсу выбрать себе мешок, тот легко разгадал замысел Прометея, но не показал этого, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. Он приказал приковать Прометея к горам Кавказа в пределах Скифии. Каждый день к нему прилетал орел-стервятник, рожденный от Тифона и Ехидны, и терзал его печень.
Зевс освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Прометей являлся хранителем тайны брака Зевса на богине Метиде, от которого должен был быть рожден сын, который свернет Зевса. Зевс отправляет на подвиг своего сына Геракла, чтобы тот освободил Прометея. Мучения Прометея должны были продолжаться до тех, пор пока кто-нибудь из бессмертных не отправится вместо него в Аид. Бессмертный Хирон, раненый отравленной стрелой и испытывающий страшные муки предложил отдать свое бессмертие. Ничто больше не могло задержать освобождения Прометея. Геракл, призвав на помощь охотника Аполлона, поразил орла стрелой прямо в сердце и дал Прометею свободу.

Периодически наше ЭГО достигает своего пика, и затем должно быть трансформировано. Первая трансформация происходит в 12–15 лет. Для того, чтобы этот конфликт был устранен, древние совершали обряды инициации, для подростков такие ритуалы были обязательными. В них входили непосредственные испытания, которые позволяли соприкоснуться с героическим началом, знакомство с мифами и деяниями Богов, ритуалы позволявшие ощутить присутствие божественного на земле.
После одного из сеанса в июне Наталья указывает, что выросла до 15лет и остановилась Скорее это ощущение не биологического возраста, а духовного. Она – духовный подросток, бросающий вызов обществу и Богу.

Подобно Прометею Наталья освобождена воспламеняющимся огнем (символ Зевса, Бога). Для ранних христиан око – символ Бога — Отца.
Полуразрушенная башня во сне – символ нашего сознания, которое должно уйти, чтобы дать место новому зарождающемуся видению. Как и дерево, башня имеет вертикальную ориентацию и близка к человеческой фигуре. Девушка в разрушенной башне – аллюзия на опасные последствия чрезмерной самонадеянности – или на грех гордыни вместе с присущим символизмом Вавилонской башни (отражение безумной погони за вздорными идеями и ограниченность ЭГО). Змей (дракон) – первозданные силы хаоса, которые могут быть разрушительными и одновременно обновляющими, которые необходимо интегрировать. Взаимодействие солнечного архетипа и архетипа Скорпиона, в этом сеансе еще не проявленного.

Сюжет о Прометее, как архетипическое содержание нашей психики отражает наше искусство. Сюжет этого мифа приковывал внимание многих великих художников: Л. Караччи, Рубенса, Тициана. В европейской литературе к образу Прометея обращались Бокаччо, Вольтер, И.В. Гете, Дж. Байрон, Ф.Кажка и др..
Наталья, почувствовав, что этот сеанс лишь открывает новые двери, и прошла еще две индивидуальные консультации.


«Через полгода все коренным образом изменилось в моей жизни: круг общения, новый ритм, новые связи, активная работа, планы на будущее». В настоящее время Наталья возглавляет одно из издательств в С-Петербурге. Я встретила ее через 7 лет в парке, она даже не вспоминала о депрессии, была наполнена любовью и выглядела такой же молодой.

Рассматривая этот случай депрессии, надо отметить, что регрессия ведущая за границы личности в сферу коллективной психики, приводит пациентку вначале к сокровищам коллективных идей, а затем к самостоятельному творчеству, сохраняя индивидуальность и в тоже время открывая единство и сходство со многим. Подобный опыт укрепляет наши сокровенные мечты и делает их реальными, ибо жизненной основой всегда остается наш личный опыт и как ни странно частный конфликт, будь он межличностным, или более чем частным, позволяющим расширить пространство своей души, выходя осознанно в мир коллективного психического, имеющего естественную основу. Именно эта основа помогает создать нам новую базу для творчества и реализации нашей души.

Следует отметить, что основная часть работы была проведена на базовом обучающем курсе при работе в группе, и лишь несколько сеансов носило индивидуальный характер.



Отрывок из книги Федоровой Г.М., Бажуриной В.Б. "Телесная SOLWI терапия. Холистический массаж".