статья
Влияние сильного стресса
Сильный стресс, испуг

В теории совладания со стрессом, важное место отводится первичной и вторичной оценке стрессовой ситуации (испуг, особенно у детей также можно отнести к стрессу). Поскольку, если событие угрожающее, то существует необходимость в адаптации. При ущербе или утрате, нарушается чувство собственной ценности и часто высвобождаются такие эмоции, как печаль, гнев. Если ситуация оценивается как опасная, то следствием оценки является страх. Инструментально реакции совладания направлены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя. Это приводит к новой оценке.

Копинг, ориентированный на ситуацию : активное влияние(борьба); бегство, уход; пассивность (замирание).
Копинг, ориентированный на репрезентацию: поиск информации, вытеснение информации (например, предстоящая операция).
Копинг, ориентированный на оценку: переоценка или придание смысла, изменение цели.
Копинг, ориентированный на ситуацию наиболее сильные реакции, относящиеся к архе-защитамвторого уровня. Иногда участвует сразу две. Охраняют центр личности. Описаны в сказках, часто как заколдаванность в животное («Царевна лягушка», «Сказка о царе Салтане» и др.. Сюжеты этих сказаок часто встречается при испуге у детей) .

Стрессовые эмоции направлены на мобилизацию и поиск стратегий.

В теории процессы совладания рассматриваются как целеноправленные, гибкие и адекватные реакции адаптивные действия. Рассматривается три формы копинг стратегий и ресурсов – личностный, средовой и культурный.

Проявления

Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. Характерна психогенная амнезия, человек не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.

Психологический ландшафт

О таком человеке (ребенке) можно сказать, что это люди отчужденные, с «какой-то тайной», или что они «дистанцируются», что отчуждаются и странно устанавливают контакт. Если травма произошла в детстве, то став взрослым такие людли нередко жестко конкурируют и не могут проявить эмпатии (стереотип поведения часто или.... или). В ситуации конкуренции бывают бесчувственны, необоснованно жестоки, неожиданно проявляют ярость.

Общий принцип понимания ситуации с точки зрения методологии — это ситуация «нарушения границ». Причем такого нарушения, которое не было скомпенсировано после прекращения действия внешнего стимула. В телесной практике мы расматриваем это как нарушение границ на душевном уровне. И поскольку душа тесно сплетена с инстинктивной жизнью, то нередко и нарушение инстинктивного поведения.

1. Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых была затронута витальность. Примером таких ситуаций может стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, и др.. В этих ситуациях нарушена «целостность физических границ». Как последствия мы можем ожидать: неожиданно возникающие моменты паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности. (отсюда нередкие вспышки агресивности у подростков).

2. Более сложными являются ситуации так называемой нарциссической травмы. Это травма затрагивает область самоидентичности: «я не могу доверять миру и быть свободным в нем в аспекте своей самоидентичности. Я не нужен миру!». За этим может стоять неприятие себя. Эти ситуации затрагивают внутреннюю целостность субъекта, его душевного существования в мире. Безопасность нарушается в аспекте самоидентичности. Такая травма может относится к возрасту 3–7 лет, и ее содержание состоит в том, что близкий человек или окружающая среда транслируют что-то вроде: «ты как идентичность не существуешь, нужна только твоя функция». Если подобное послание делается в возрасте формирования социального представления ребенка о себе (ребенок понимает себя через другого, через отражение в другом в диалоге), то такое послание запечатлевается в душе ребенка, может быть обобщено и сформулировано так: «если меня не видят, следовательно, меня нет!» Такие травмы описаны для одаренных детей.

3. Третий вид травмирования, который часто встречается в клинической практике, это травмы отношений (травма «пустого места» ). В системном смысле слова это выглядит как фрустрация ожиданий субъекта относительно целостности и комплиментарности системы социальных отношений.

Задача терапии прежде всего восстановление процесса контакта. В телесной терапии он осуществляется благодаря телесному прикосновению и вербальному взаимодействию. Три зоны образуют как будто бы изолированные структуры, своего рода острова в психической жизни человека. Они функционируют каждый отдельно и противодействуют попыткам интеграции. Это:
* «замерзание», застывание и изоляция эпизода травмирования,
* регрессия в защиту ( нередко происходящая на уровне инстинкта),
* холод ума той части личности, которая «решила забыть о чувствах» и сохранить спокойствие и бесчувственность ради выживания.

Мишенью в телесной терапии будут все три области. Однако первой чаще всего требуется восстановить подвижность и душевную свободу в области «замерзания». Нет смысла атаковать приступы ярости (инфантильный вариант защиты) или душевную холодность и «разумность», однако их можно перевести с помощью телесной практики в менее агрессивные формы, создав ощущение безопасности и доверия. Работа с ПТСР требует серьезных навыков от терапевта.



http://www.solwi.ru/stress.htm